8 800 250 87 58 — бесплатный звонок по России Заказать обратный звонок
Заказ обратного звонка
01.04.2015

В России культура страхования активных видов спорта в горах только начинает развиваться. В Европе спортсмены уже давно привыкли приобретать профильную страховку заранее перед своим путешествием. Но, безусловно, система страхования в западных странах и у нас на родине различается. Если вы, например, решили воспользоваться услугами страховых компаний в Европе, нужно обязательно обращать внимание на то, что включается в стоимость самого полиса. Многие альпийские клубы (CAF, CAI, DAV) предлагают страховку исключительно для своих членов. Такой полис, как правило, включает в себя услуги по поисково-спасательным работам с привлечением вертолета в горах в случае несчастного случая, оказание первой неотложной помощи, репатриацию и прочее. Цена зависит от набора рисков, включенных в страховой полис, и географии действия. В России страховые компании не всегда готовы страховать такие виды спорта, как альпинизм. Прежде всего это связано с высокими суммами, необходимыми на осуществление поисково-спасательных операций с помощью вертолета в горах, что,  в свою очередь, повышает стоимость самого полиса, за который туристы не хотят «переплачивать», рассчитывая на то, что МЧС окажет помощь на бюджетной основе.

Нужно отметить, что на сегодня одно из самых выгодных и профильных предложений по страхованию активных видов спорта в горах делает компания ООО «Страховая компания «Согласие»». В 2013 году был создан специальный проект по страхованию экстремальных видов спорта Save Pro Life. На сайте www.saveprolife.ru можно выбрать географию страхования, интересующий вид спорта, период страхования, валюту и размер страхового покрытия, а также уровень спортсмена и оплатить полис онлайн. Оформление полиса занимает от 2 до 3 дней, после чего он высылается на почту. Специфика страховки состоит в том, что в договоре страхования специально прописываются риски занятия тем или иным видом спорта, а также отдельным пунктом идет услуга эвакуации вертолетом.

На сегодня в России поисково-спасательные операции в горах осуществляют в основном борта МЧС. Мало коммерческих компаний, которые имеют лицензию на организацию спасательных работ. Если взять основные горные районы России, то на Урале, Камчатке, Алтае, Саянах, Хибинах и Владивостоке работает МЧС. Только на Кавказе помимо МЧС существует коммерческая вертолетная компания, которая готова оказывать услуги подобного характера, –  ООО «Хелиэкшн». ООО «Хелиэкшн» сертифицировано Росавиацией как организация по ТОиР АТ по ФАП 145 для вертолетов Robinson R44 и AirbusHelicopters AS350 и как эксплуатант по авиаработам (сертификат №АР-16-14-86). Флот компании состоит из легких вертолетов Eurocopter AS350B3 и Aerospatiale SA315B производства французского концерна Airbus Helicopters. Работы по спасению в горах с применением вертолета всегда связаны с высоким риском: разреженный воздух высокогорья ограничивает возможности винтокрылых машин, а воздушные потоки и турбулентность увеличивают риски при пилотировании. От пилотов, работающих на спасательных операциях в горах, требуются исключительное самообладание и высочайший технический уровень пилотирования. Приобрести такие навыки можно, только постоянно летая в условиях высокогорья и тренируясь для выполнения специальных спасательных миссий. По мнению Арсения Болдырева, пилота компании ООО «Хелиэкшн», легкие вертолеты (Eurocopter AS350B3 и Aerospatiale SA315B), используемые ООО «Хелиэкшн» для работы и спасения в горах, имеют значительные преимущества по сравнению с тяжелыми вертолетами МЧС (Ми-8, Ка-32). Помимо лучшей высотности, а эти вертолеты были созданы специально для работы в высоких горах  (AS350 совершил посадку на горе Эверест 14 мая 2005 г.,  а на вертолете SA315B  установлен абсолютный рекорд по подъему на высоту 12 442 м), небольшие вертолеты производят малое воздушное возмущение по сравнению с тяжелыми, что позволяет работать значительно ближе к рельефу, а значит, забирать пострадавших или высаживать спасателей в самых труднодоступных местах в горах. К тому же стоимость летного часа легкого вертолета в разы меньше, чем у тяжелого. Также применение современных технологий спасения с помощью вертолетов на внешней подвеске, разработанных в Швейцарии и Гималаях, позволяет эвакуировать пострадавших прямо с отвесных стен, тем самым значительно сокращая время спасательной операции, а также уменьшая количество спасателей, принимающих участие в спасательных работах, и нагрузку на них.

Безусловно, что подобные спасательные операции под силу только высококвалифицированным пилотам и спасателям. Чтобы получить подобные навыки, пилоты должны проходить соответствующее обучение и постоянно летать в горах. Вертолетная компания ООО «Хелиэкшн» специализируется на полетах и работах в горах. Пилоты компании работают в горах постоянно изо дня в день. У пилотов МЧС более широкие задачи, поэтому у них не всегда есть возможность получить необходимый опыт горных полетов, и, конечно, пилот с небольшим опытом никогда не сможет сразу начать выполнять сложные высокогорные посадки или посадки на ограниченные площадки, которые необходимо осуществлять в процессе спасательных операций. В результате для начала осуществления спасательных работ требуется большее время реагирования, а сами работы связаны с рисками для самих спасателей.

В Европе вертолеты при проведении спасательных операций в горах используются уже очень давно и часто, и на сегодняшний день накоплен уникальный опыт по использованию вертолетов в горной местности. Основоположниками применения вертолетов при проведении спасательных работ в горах являются швейцарцы (компании AirZermatt и AirGlacier). Для оперативного реагирования и «работы по горам» они используют те же модели легких вертолетов, что эксплуатируются и в компании ООО «Хелиэкшн»: вертолеты Eurocopter AS350B3 и Aerospatiale SA315B, а для последующих быстрых трансферов в госпиталь – средние всепогодные двухдвигательные машины Airbus EC145 и Bell 429, оборудованные аппаратурой для поддержания жизнедеятельности.

В России необходимо развивать культуру страхования экстремальных активностей, таких как фрирайд-альпинизм и другие, и это единственный способ сделать спасательные работы в горах быстрыми и максимально безопасными.  В соответствии с руководящими документами МЧС России для реагирования на ЧС – от момента получения сигнала до вылета воздушного судна в район ЧС со спасателями на борту – отводится не более 30 минут, однако на практике в регионах Северного Кавказа и других регионах РФ уходит очень много  времени на различные согласования и разрешения, поэтому использование на коммерческой основе вертолетов независимых компаний зачастую является единственным способом для оперативного решения проблемы.

В 2012 году компания ООО «Хелиэкшн» совместно с альплагерем АУСБ «Безенги» проводила экспериментальное дежурство спасательного вертолета в горном районе Кавказа Безенги, результатом чего стало значительное сокращение времени реагирования спасателей на отработку несчастного случая. Так, эвакуация пострадавшего с тяжелой черепно-мозговой травмой с перевала Цаннер в альплагерь заняла всего 8 минут, через 25 минут пострадавший уже был передан бригаде центра медицины катастроф в Нальчике.

По мнению Лидии Семченковой, директора по развитию инфраструктуры медицинской сервисной службы «Савитар Груп», основная статистика по оказанию квалифицированной помощи в горах с привлечением вертолетов в России приходится на Кавказский хребет. Любые активные занятия в горах – это повышенный риск для страховщика с точки зрения убытков. В медицинскую сервисную службу обращаются за помощью туристы, занимающиеся альпинизмом  и скалолазанием, горными лыжами и сноубордом, встречаются даже любители маунтинбайка. Основной причиной вызовов являются травматические повреждения любой локализации и тяжести:

– травмы конечностей, чаще нижних;

– сочетанные травмы, т.е. результаты падения с высоты: ушибы внутренних органов или переломы костей, в т.ч. компрессионные переломы позвоночника, из них наиболее опасные – переломы шейного и грудного отделов с повреждением спинного мозга.

А также:

– высокогорный отек легких;

– общее переохлаждение организма и локальные обморожения.

Поэтому на данный момент для развития активных видов спорта в горах России нужно повышать уровень подготовки спортсменов, летчиков МЧС и давать возможность развиваться коммерческим вертолетным компаниям, которые имеют достаточную квалификацию и разрешения на осуществление подобной деятельности с применением более современной авиатехники. Предлагаем обратить пристальное внимание всех спортсменов на систему страхования активных видов спорта в горах России.

Автор: Пискулова Полина Юрьевна, CEO интернет-портала по страхованию экстремальных видов спорта www.saveprolife.ru