Существует ли страховка от медведей на Кольском? Какой вертолет прилетит в Мурманской области, какие есть клиники по страховке? — Save Pro Life

Существует ли страховка от медведей на Кольском? Какой вертолет прилетит в Мурманской области, какие есть клиники по страховке?

13.08.2024

Анна Мигалина и Павел Руденко уже не первый год водят людей в походы по Кольскому полуострову, в Хибинах. Как влюблять людей в Север, трудно ли это, и зачем нужен спрей от медведей, какие возможности по использованию страховки есть в регионе, и как соблюдают правила безопасности организаторы —Анна рассказала сервису онлайн-страхования Save Pro Life. 

photo_2024-08-14 09.46.15.jpeg

— Как вы «заболели» Севером?

— Точно так же, как заболевают серфингом или горами, только Север — такой хитрый лис. Горы классно получаются на фотографиях, на видео. Этот контент можно получить легко и доступно, с горами проще. Они большие, высокие, статные, они захватывают внимание, на это хочется посмотреть. 

А на Севере перепад высот не больше 100 (самая высокая точка в Хибинах — 1200 метров). Природа ровная, холодная. Все боятся плохой погоды, и очарование Севера не всегда передается через видеоконтент.

Побережье, особенно Баренцева моря (а это уже, по сути, Северный Ледовитый океан) — это же такой масштаб, но с выраженными плавными линиями. На самом деле, ландшафт там очень разнообразный — невероятная растительность всех цветов; если осенью вы застанете «красную тундру», то палитра всех художников отдыхает — все оттенки красного, бордового, желтого, зеленого цвета… Можно ползти по этому мягкому ковру и собирать чернику, бруснику. И когда смотришь на северное море, оно совсем другое. Когда видишь океан, понимаешь, что дальше — только Северный полюс, и больше ничего!

photo_2024-08-14 09.46.13.jpeg

— Как давно вы водите группы в пешие походы?

— Самостоятельно мы организовываем группы второй год, раньше работали с разными туристическими компаниями. А до этого путешествовали самостоятельно. Я открывала для себя север через Скандинавию, Норвегию (работала когда-то с норвежской компанией, и именно тогда влюбилась в эти северные места).

— Сколько обычно человек у вас в группе? 

— Мы стараемся не нарушать правило — обычно в группе 12 человек и два гида, первый и замыкающий (в этой роли выступаю я). Бывают исключения, можем взять 13, если, допустим, осталось одно свободное место и пришла пара. Цель работы гида в том, чтобы никто не потерялся, чтобы у всех была поддержка. Зато это — полный детокс — люди полностью отключаются от городской суеты и видят вокруг только силу природы.

tIEvQBo0daQ.jpg

— Сколько длятся ваши маршруты? Вы ходите полностью автономной группой?

— Наш средний тур длится 7, а более сложный — до 10 дней. Да, мы идем с палатками, со всей едой. Это полная автономная экспедиция. Недавно завершилась одна из таких: маршрут, рассчитанный на 10 дней, шел вдоль побережья Баренцева моря через заброшенный поселок Гранитный. Расстояние примерно 120 километров. Иногда есть возможность организовать заброску еды, чтобы не тащить всё на себе. Такие походы бывают и в Хибинах, потому что там есть места, куда можно постараться забросить запасы.

— Каких правил безопасности (помимо очевидных) вы придерживаетесь? Бывали ли у вас страховые случаи? 

— Страховых случаев у нас не было (но мы осторожные). В походе ты идешь и просматриваешь каждый участок, постоянно сканируешь, куда идут люди, что они делают. Имея опыт, уже, грубо говоря, понимаешь, на какой камень наступать не стоит. И периодически приходится быть строгими и останавливаться. Бывает, гость говорит: я хочу сфотографироваться на этой скале! Приходится отвечать: нет, ты не хочешь здесь фотографироваться!

У нас существует целый список, посвященный вопросам безопасности. Начиная с того, что, естественно, все наши группы мы регистрируем в МЧС. У нас есть спутниковый трекер Iridium (он лучше работает на Севере). Павел Руденко, находясь на маршруте, а я первую половину сезона — в Москве, и слежу за группой — трекер обновляется каждые три часа. Я знаю, кто где находится, и каждый день обязательно получаю сообщение о том, что все хорошо; отправляю прогноз погоды.

photo_2024-08-14 09.46.21.jpeg

И так на всех маршрутах. В этом году мы стали страховать участников, так как маршруты все-таки «дикие». Если говорить о потенциальных несчастных случаях — то линия похода идет по берегу моря, у нас есть доступ к воде. Если что-то произойдет, мы можем использовать ресурс рыбаков и людей, у которых есть плавсредства, они могут прийти на помощь. Есть пул контактов на случай, если я получу сообщение, что что-то не так — могу вызвать помощь либо по воде, либо с воздуха: с 2023 года в Мурманской области у МЧС появился свой вертолет. При вызове МЧС безусловно время реагирования может быть разным, в зависимости от согласования диспетчером. 

При пользовании страховкой мы знаем, что страховая может отправить на осмотр в Клинику "Альфа-Центр Здоровье" в Мурманске. В клинике есть травматология, можно сделать рентген, есть также хирургия. 

По страховке может быть организован борт вертолета. В регионе работает АК МУРМАНАВИА, у которых есть в парке вертолёты Ми 2 и Ми 8.

murmanskhelicopter.jpg

— Ваш любимый маршрут? 

— Любимый — тот, о котором я уже говорила, через заброшенный город Гранитный. (Упраздненный в 2006 году посёлок и военный гарнизон в Мурманской области.) Он захватывает! Именно там можно ощутить масштаб взаимодействия дикой природы с человеком — мы проходим через заброшенный город, который находится в тундре, к которому нет дорог. На побережье встречаем огромные разрушенные суда, выброшенные на берег. Здесь нет людей — как в фантастическом фильме…

***

Как раз во время нашего разговора с Анной раздался звонок из мурманского МЧС — интересовались, когда и во сколько группа прибудет в точку финиша — правила безопасности строго соблюдаются. С куратором группы связь поддерживается практически в ежедневном режиме.

dAjs1ef2I1c.jpg

— Что вы едите в походе, берете с собой какие-то сублиматы или делаете что-то сами?

— Моя цель всегда — собрать что то вкусное, что мне понравилось бы съесть самой и избежать очевидных решений (брать тяжелую тушенку или сало, например). Мы же не спортивные туристы. В большинстве случаев с нами приезжают люди, которые в городе живут обычной жизнью, занимаются обычными делами, едят еду из супермаркета, ресторана или так далее.

Поэтому мы стараемся сделать что-то вкусное и простое. Берем часть сухих продуктов. Ну и плюс ко всему, чтобы разбавить ощущения, я сама сушу мясо — оно получается намного мягче, чем традиционные джерки. На первый день похода у нас даже есть особое блюдо — креветки со своими макаронами.

Q3n63lWf4AE.jpg

— Не могу не спросить про медведей…

— В прошлом году мы с Павлом четыре месяца жили на Кольском полуострове между походами, и за это время познакомились с множеством людей (в том числе с начальником МЧС Мурманской области). Он рассказал, что в там обитает поголовье не более чем в 1000 медведей. Концентрация их невелика. Это раз. Второе — каких-либо нападений на человека там не было более 10 лет. А все байки, которые ходят, даже если имеют реальное основание, чаще всего — очень старые истории. 

Да, на Кольском есть медведи, их можно встретить — и в целом во всех походах, которые мы прошли вдвоем, мы их видели (это важное примечание, потому что два человека в дикой природе создают гораздо меньше шума, чем группа людей).

На самом деле ни одному животному не нужны проблемы от встречи со странным разноцветным двуногим существом, которое непонятно, — то ли вкусное, то ли страшное. Это простые биологические инстинкты. Если есть возможность избежать встречи, медведь это сделает. А мы понимаем, что есть определенные места, где концентрация популяции выше, где ниже. 

cE5M5MVBmDE.jpg

— Как вы ведете себя в местах, где можно встретить «хозяина тундры»?

— Нужно громко разговаривать, смеяться от души. Захочется петь, можно петь. Единственное — мы умышленно не включаем никакую музыку или колонку. Все-таки цель нашего мероприятия — наслаждаться природой и избегать всяких признаков цивилизации. На самом деле достаточно того, что группа людей просто ведет естественный диалог, ее движение создает понятный шумовой эффект.

Естественно, никуда не нужно уходить поодиночке, ходить куда-то далеко или уйти и не подавать голоса. То есть, грубо говоря, если вы идете за камушек отдалиться, кричите заранее, — чтобы если вдруг какой-то мишаня залег на чернике, он вас услышал (удивительно, но у медведей бывает достаточно плохо со слухом).

photo_2024-08-14 09.46.29.jpeg

Во-вторых, каждому участнику выдается фальшфейер, мы рассказываем, как он работает. Звери прекрасно понимают, что огонь — это опасно. И это очень эффективное средство при близком контакте.

Что такое близкий контакт? Если абстрагироваться от того, что мы — достаточно шумные животные, и как правило звери от нас разбегаются, близкий контакт — если в пределах 20-ти метров мы выходим друг на друга. Медведь нас видит, мы его видим, и он не уходит. Но если медведь просто стоит и на вас смотрит, то это еще ничего не значит. Он просто пытается понять, что ему делать. В этом случае нужно ему объяснить «человеческим языком», что с нами ему ловить нечего и стоит идти по своим делам. Стараемся поднять руки, сделать себя выше и шире. Стучим палкой по железной кружке, издаем громкие звуки.

photo_2024-08-14 09.46.34.jpeg

Если зверь подходит ближе — зажигаем фальшфейер. У гидов есть еще такая штука как «спрей от медведей», наподобие перцового баллончика. Он неприятен для человека, но не такой фатальный, как если бы это был обычный перцовый — в составе есть определенные ферменты, вызывающие у медведей неприятные ощущения, и он уходит. Пока, слава богу, применять нам его не приходилось, обходились обычными способами (пошуметь, покричать).

Фото предоставлены: Анна Михалина, АК МУРМАНАВИА

Редактор текста: Наташа Полетаева      

Комментарии