Андрей Борисов: человек, который отведет в Гималаи. Случаи использования страховки для треккинга в Непале. — Save Pro Life

Андрей Борисов: человек, который отведет в Гималаи. Случаи использования страховки для треккинга в Непале.

08.05.2024

О начинающемся сезоне в Непале, восхождениях и треккинге в горах сервису Save Pro Life рассказал Андрей Борисов, руководитель и основатель клуба «Горный портал». Обсудили вопросы безопасности в горах и случаи использования страхового полиса для треккинга в Непале. 

mp14.JPG

Андрей Борисов — инструктор-проводник по горному туризму и альпинизму. Опыт в горах: руководитель и организатор экспедиций с 2012 года, альпинист, КМС по горным лыжам, призер соревнований по фрирайду Khibiny Open Cup. Более 10 восхождений на Белуху (летом и зимой), Эльбрус с юга (летом и зимой), пик Раздельная, пик Ленина, Килиманджаро, пик Лобуче.

— Как вы попали в горы и как поняли, что это — ваше? 

— Началось все с детства, потому что моя мама занималась альпинизмом. И, когда я был еще совсем маленьким, она меня приобщила к жизни в формате аутдора. Помню, что уже где-то лет с пяти меня брали в походы — мы всей семьей ходили на байдарках, сплавлялись по рекам в Ленинградской области.

И, конечно же, горная тема была очень близка, она так или иначе всегда поднималась у нас в семье. Мы смотрели фотографии, старые слайды — это всегда было очень интересно. Когда я стал постарше, начал заниматься горными лыжами (достаточно долго и серьезно) и спортивным туризмом, а потом уже альпинизмом.

— А когда вы поняли, что хотите не просто кататься или куда-то ходить, но и делиться этим с другими людьми? 

— Это началось с 2012 года, когда мы впервые с друзьями, моей будущей женой и сооснователем нашего клуба «Горный портал» пошли на вершину Белуха — высшую точку Алтайских гор (4506 м), одну из высочайших горных вершин Казахстана и России.

Это достаточно высокая и довольно-таки технически сложная гора. Для нас это было впервые, и было полной авантюрой. Так получилось, что в том походе из всей нашей группы я был человеком с максимальным опытом — и с учетом того, что это была моя первая гора, это действительно была серьезная авантюра.

И тогда, оказавшись в роли негласного руководителя экспедиции, я понял, что водить людей в горы — это очень классно. Что можно ходить интересные маршруты, открывать их для себя и помогать в таких открытиях людям, помогать достигнуть своих целей, своих вершин. И с тех пор я решил связать свою жизнь с тем, чем сейчас занимаюсь — помогаю людям воплощать свои мечты, ходить на вершины, выполнять цели, исследовать нашу планету с разных сторон.

mp18.JPG

— Вы начинали с Белухи, у вас есть маршруты на Эльбрус. А когда появился Непал? 

— Мне кажется, примерно с самого начала мелькал на горизонте! Как я уже говорил, родители воспитывали меня на историях про горы, в моем детстве еще были актуальны видеокассеты. Одной из любимых была — фильм «К2», о команде американских альпинистов, совершающих восхождение на вторую по высоте вершину после Эвереста.

Я ее засматривал до дыр. Сколько себя помню, с четырех или пяти лет, она все время мелькала у меня перед глазами, всегда была интересна. И я с детства знал, что рано или поздно мне надо будет оказаться в месте под названием Катманду. Когда стал постарше, выяснил, что это — столица Непала. И когда уже занялся горами, мы решили исследовать это направление.

Первый раз попали туда в 2015 году — как раз тогда в Непале случилась большая трагедия, очень крупное землетрясение. И так совпало, что именно в это время мы впервые приехали в Непал для того, чтобы акклиматизироваться и подготовиться к поездке в Тибет. Тогда я впервые оказался в Гималаях — и вспомнил свои детские мечты о том, что мне нужно было оказаться в этом месте! И заодно первый раз в жизни пережил полноценное землетрясение... Это был незабываемый опыт. 

И как раз после него мы приняли решение, что будем поддерживать Непал тем, что, несмотря ни на что, будем привозить туда людей, туристов — тем самым они будут оказывать достаточно серьезный вклад в жизнь местных людей, в экономику. Потому что в Гималаях очень многое завязано на туризме. И если поток туристов падает, от этого плохо всем. 

mp22.JPG

— Какие группы едут в Непал? Сколько в них человек, сколько гидов?

— В Непал мы набираем группы порядка 12-ти человек (иногда чуть больше, иногда меньше). Большие «толпы» стараемся не собирать, это неудобно ни людям, ни с точки оказания сервиса. С группами, которые отправляются на любые наши маршруты, всегда идет гид от «Горного портала» (русскоязычный и англоговорящий). Обязательно берем поддержку у кого-то из местных гидов — чем сложнее маршрут, тем больше привлекаем их к работе — например, в сентябре-октябре 2024 года у нас состоится восхождение на Манаслу (8156 м), много треккингов к базовому лагерю Эвереста. Мы делаем максимум для того, чтобы обеспечить безопасность — насколько это возможно в горах. 

mp19.JPG

— Гости идут по маршруту только с рюкзаками, или со всеми своими вещами?

— Есть разные варианты. Непальский формат подразумевает, что ты можешь пройти маршрут, как полностью неся всё на своем горбу, так и можешь воспользоваться услугами портеров. Человек сам принимает для себя решение, нужны ли ему приключения подобного рода, или на время путешествия он готов немножечко облегчить себе жизнь. Но, если человек сделал выбор, мы содействуем тому, чтобы он шел по горам в том формате, в каком ему удобно. 

Большинство маршрутов — это треккинг, доступные маршруты, пеший поход. Но, в то же время, это высокогорный трекинг «с удобствами». Вам не нужны палатки, не нужно нести с собой еду. Однако трекинг — продолжительный, и за счет своей продолжительности и большого количества ходовых дней он является довольно-таки трудным. Тот же трек к базовому лагерю Эвереста — это, грубо говоря, две недели каждодневной ходьбы по горам на высоте от двух до пяти тысяч метров над уровнем моря. Я не могу сказать, что это запредельная нагрузка — восхождения бывают и посложнее. Но все равно ты устаешь, и на фоне усталости наслаждаться видами, тем, что ты можешь созерцать в Гималаях, сил уже остается гораздо меньше. А портер помогает, грубо говоря, облегчить эту ношу и сосредоточить внимание на окружающем. И, конечно же, это поддержка местных жителей. Непал — страна небогатая, и мы можем позволить себе отдать портеру небольшие деньги. 

mp12.JPG

— Сталкивались ли вы или ваши гости со случаями, когда вам пришлось воспользоваться страховкой?

— У нашей компании было два случая, когда пришлось звонить в страховую — на треккинге к базовому лагерю Эвереста и вокруг Аннапурны. Всем нашим гостям мы рекомендуем оформлять страховку через сервис Save Pro Life — через него максимально удобно подобрать подходящие параметры страховки и быть уверенным в том, что она сработает, если ей придется воспользоваться. В Гималаях люди у нас дважды прибегали к необходимости использовать страховку. Их эвакуировали на вертолете в безопасную зону, и никаких проблем больше не было. В одном случае это было связано с горной болезнью. Во втором — с травмой, девушка подвернула ногу. Видимых повреждений мы, естественно, диагностировать в рамках гор не могли, но ей было больно ходить и — мы приняли решение вызвать вертолет. Организовали эвакуацию, девушку доставили в госпиталь и там диагностировали разрыв связок. Случай оказался страховым и пострадавшей компенсировали все затраты, которые она понесла. 

mp20.JPG

— Какой тур — ваш любимый? 

— К базовому лагерю Эвереста. На 2025 год мы запланировали восхождение на Эверест, а в этом году в нашем календаре есть восхождение на другой восьмитысячник, Манаслу. Из тех маршрутов, которые я прошел сам, и тех, что мы предлагаем нашим клиентам, мне больше всего нравится треккинг к базовому лагерю Эвереста через озёра Гокио. Это продолжительный трек, но он безумно красивый. Опираясь на свой опыт, я считаю его несложным — особенно на фоне того, что ты в конечном итоге получаешь. Потрясающие виды горных озер, высокогорные Гималаи, близость Эвереста, других 8-тысячников просто переворачивают сознание — в хорошем смысле. И каждый раз, оказавшись там, я испытываю настоящее наслаждение. 

— Как вы считаете, есть ли в горах некая мистика, или это все-таки истории-страшилки про «черного альпиниста», которыми пугают новичков? 

— Я на своем опыте убедился, что жизнь обычного человека, и жизнь человека в горах очень сильно отличаются. И в горах она действительно сильно пропитана мистицизмом и тем, что находится за рамками объяснимого. Или, по крайней мере, труднообъяснимого. За годы практики я приучил себя основательно опираться на интуицию. И если мне кажется, что по какой-то причине условия для прохождения маршрута неподходящие, то я всегда буду прислушиваться к этому внутреннему чутью, потому что оно не обманывает, оно имеет место быть. В горах бывает всякое. И мистика, и всякие чудесные моменты. Были и трагичные. 

mp21.JPG

— А у вас были случаи, когда вы разворачивали группу назад? 

— Да, я неоднократно разворачивал группы — и на Белухе, и даже на Эльбрусе с юга, и на других маршрутах. У меня было четыре экспедиции на пик Ленина, 7-тысячник, и из четырёх до вершины дошли только две. Две других мне пришлось развернуть, не дойдя до точки невозврата — я хорошо это понимал и отправил людей вниз. И я этим горжусь. Это это не то, чего можно стыдиться. Это вопрос безопасности. 

Редактор: Наташа Полетаева

Фото предоставлено порталом https://mountainportal.ru/

       

Комментарии